Отвечаем на вопрос

Истории беларусов, которые отказались от личного автомобиля

Говорят, не за горами время, когда владеть собственным автомобилем станет слишком дорого, распространение получат различные прокатные сервисы, недорогое такси, а также немало людей предпочтет автомобилю велосипед или самокат, пишет сайт abw.by.

Пока же количество четырехколесного транспорта в нашей стране только растет. Но многие, проведя долгие годы за рулем, подумывают отказаться от автомобиля. Мы попросили троих бывших водителей рассказать, почему они предпочитают обходиться без личного транспорта.

19665146_1527856180610331_5209651567482661994_n-8485990

Продюсер Руслан Стариковский владел двумя автомобилями и в этом году решил оба продать. Он называет свой опыт отказа неудачным, так как отсутствие машины ощутил практически сразу, после чего понял: полностью отказаться от авто он пока не готов.

«До этого года у меня был Mercedes Roadster — двухместный кабриолет. Его я купил для души, семейным автомобилем у нас был дизельный Renault Scenic. О том, чтобы продать автомобили и пользоваться только общественным транспортом и такси, я подумывал давно, но как-то сложилось все в этом году. В июне продал Mercedes. Душа душой, но времени им заниматься не хватало, тем более что летом я решил на весь сезон уехать с детьми на дачу. Как вы понимаете, все это время машина была мне не нужна, смысла оставлять ее на платной парковке на длительный срок я не видел, к тому же давно заметил: я на ней меньше ездил, чем она просила на это денег.

Что касается Renault, то его я продал как раз в День без автомобиля. Это совпадение — именно в этот день выяснилось, что товарищ моего соседа искал эту модель, я без долгих раздумий согласился на продажу.

199667_1_350-7851196

Причин тому было много. Сейчас я работаю большей частью дома в интернете, поэтому мои передвижения по рабочим вопросам минимальны. Более того, город перегружен, нередко можно встать в пробку, найти парковочное место в центре бывает крайне сложно, где-то парковка платная. Проблемы продолжаются и по приезде домой. Мы живем в старом районе — как вы понимаете, найти, где оставить авто, тоже очень сложно. Я все время чувствовал, что не машина помогает мне и облегчает мою жизнь, а я постоянно помогаю ей искать место для парковки.

На мое решение повлияло и то, что живем в достаточно удобном районе, в Зеленом Луге, и считаем, что тут присутствует вся инфраструктура, которая нужна для жизни и для того, чтобы не пользоваться машиной. У нас очень хорошее транспортное сообщение, мы без проблем можем попасть практически в любую точку города, быстро добираемся в центр. У моей жены есть «права», но за рулем она ездить не любит, предпочитает трамваи. С детьми на машине мы ездим куда-то крайне редко. Такси в нашей стране стоит не так уж дорого, к тому же последнее время у нас стало появляться большое количество различных прокатных сервисов, поэтому я считал, что отказ от авто будет очень кстати, и подумал, что проблем у меня не возникнет. Для поездок к родителям решил пользоваться скоростной электричкой. Этот способ передвижения стал для меня настоящим открытием, я оценил быстроту и удобство такого транспорта: мало того что дорога занимает около часа, тогда как на машине я трачу час и 20 минут, в вагонах есть и розетки для зарядки гаджетов. Получается, я этот час могу работать или отдыхать. Последней каплей в пользу продажи авто стала необходимость заново проходить техосмотр. Машина снова начинала требовать каких-то расходов, оплаты сбора и т.д.

Когда я продал Renault, пришел домой и сказал жене, что теперь будем без машины, она только улыбнулась — не поверила, что я смогу надолго отказаться от собственных «колес». Теперь я признаю, что она была права. Отсутствие авто я ощутил в полной мере уже на второй-третий день после продажи. Банальная поездка в гипермаркет стала «напрягать». К тому же обнаружилось, что у меня много повседневных вопросов, которые без транспорта решить невозможно, — всегда нужно что-то куда-то привезти, есть вещи, которые я раньше просто не замечал. Например, едешь в гипермаркет, купил что-то, бросил в багажник и можешь дальше ходить по магазинам. Без машины, когда ты берешь 2-3 пачки памперсов и детское питание, у тебя уже заняты все руки, приходится отказываться от остальных покупок или думать, где это все можно оставить. Еще один момент, который я заметил, — раньше я мог по громкой связи в машине обсуждать какие-то деловые вопросы. В маршрутке или трамвае делать это неудобно, мои партнеры стали уже воспринимать с улыбкой мое: «Я в маршрутке, перезвоню».

С другой стороны, мне кажется, я стал меньше опаздывать, так как транспорт ходит четко по расписанию, я примерно знаю, во сколько буду в том или ином месте. С машиной в этом плане сложнее — ты можешь приехать на встречу заранее, но очень долго искать парковочное место. Сэкономил ли я финансы за эту неделю и сколько — думаю да, экономия была, но точную цифру назвать не смогу. Без машины ты это делаешь, уже даже когда идешь в магазин, — всякий раз перед покупкой ты понимаешь, что тебе это потом придется тащить в руках. Опять же на машине ты тратишься на топливо, а на общественном транспорте стоимость поездки дешевле, а еще ты реально перед тем, как ехать куда-либо, задумываешься, а действительно ли тебе туда надо. Раньше таких мыслей не было — просто сел в машину и поехал.

3674-2919187

Какие недостатки я заметил в выбранном альтернативном способе передвижения? В общественном транспорте, думаю, это сами люди. «Неуступание» друг другу места, «залипание» в телефон, сложности в часы пик. Очень неудобной считаю покупку билетов, когда транспорт перегружен, а ты не смог купить талон на остановке из-за очереди в киоск и заходишь в заднюю или центральную дверь и проталкиваешься через весь салон. У нас почему-то не принято передавать деньги, как в советское время. Хотелось бы более быстрого прогресса, чтобы можно было приложить телефон — и проезд был оплачен. Еще для меня так и осталось загадкой, почему талон у водителя стоит дороже.

Считаю ли я свой опыт положительным? Это с какой стороны посмотреть. Если учесть, что через неделю после продажи семейного авто мне подвернулся Volkswagen Golf+ в хорошем состоянии и по хорошей цене и я без раздумий купил его, — то нет, так как я пришел к выводу, что совсем без машины пока не могу. С другой стороны, я попробовал, узнал новые способы передвижения и получения информации: те же электрички или то, что расписание транспорта в телефоне, — это очень удобно. Опять же общественный транспорт — это коммуникация, ты видишь людей. Мне по профессии полезно чаще спускаться в метро, ездить в трамваях, ведь вся реальная жизнь там — разговоры какие-то, ситуации, — а не в соцсетях, где мы показываем только те аспекты, которые хотим показать».

10896911_761583660576559_4002273284250528765_n-4585453

«Раньше я практически всегда ездил на авто. Сейчас от машины полностью не отказываюсь, но последние два года стараюсь минимизировать передвижения на ней и больше ходить пешком. Практически не пользуюсь машиной в теплые сезоны. Сейчас начнется зима, скорее всего, до весны стану автомобилистом опять. Скажем так, я — «подснежник» наоборот. В первый год отказался от машины вынужденно, по экономическим и личным причинам. Теперь оценил положительные стороны и нынешним летом сделал это уже сознательно. По вождению в теплый период не скучаю — машин мне хватает на работе. Считаю, иногда стоит от них отдыхать.

В качестве альтернативы стараюсь больше ходить пешком или ездить на велосипеде, если нужно двигаться быстро — пользуюсь общественным транспортом, реже пользуюсь такси. Машину я не продавал, периодически могу использовать ее для дальних поездок. У меня Subaru Impreza WRX STI Type-R Version V — кто в «теме», понимает, что это за модель.

Сколько я экономлю на отказе от машины? С учетом того, что моя машина потребляет 17 литров 98-го бензина на 100 километров, получается очень много. Но тут дело даже не в экономии, а в том, что я стал больше ходить пешком и ездить на велосипеде, который когда-то забросил из-за покупки машины. Я даю больше нагрузки на свой организм, приобрел фитнес-браслет, который иногда подталкивает меня больше ходить. В результате немного похудел, изучил общественный транспорт, стал больше смотреть по сторонам в городе, тогда как раньше смотрел только на дорогу.

Каких-то серьезных неудобств в связи с отказом от авто не испытал. Магазин прямо в моем доме, когда еду на работу, стараюсь выходить заранее, чтобы пройтись пешком, а потом сесть на общественный транспорт. Подумываю о том, чтобы купить электровелосипед или электросамокат, — пока занят выбором, что лучше. В будущем году планирую его использовать вместо общественного транспорта для поездок на работу.

10411160_1549187725341522_7156530803058427730_n28129-2175379

Заметил ли я какие-то недостатки в выбранном способе передвижения? Когда садишься на велосипед, сразу вспоминаешь все обещания дорожников о занижении бордюров — уж очень часто приходится прыгать. Благо на велосипеде езжу давно и много, ко всему привык. С общественным транспортом стало проще — сейчас есть расписания, мобильные приложения, где можно все узнать. В принципе с общественным транспортом проблем нет, разве что неудобства возникают в час пик, когда в автобус даже зайти иногда бывает проблемно, поэтому я бы в это время лучше ездил на элекросамокате или велосипеде. Что касается такси, то сейчас я пользуюсь одной службой, вызываю водителей с помощью мобильного приложения, вопросов к водителям нет — водят аккуратно, адекватные люди. Раньше, когда пользовался другими службами, были ситуации, когда просил остановить и высадить меня, потому что чувствовал, что такая поездка может быть небезопасной.

По времени, конечно, машина быстрее любых других способов передвижения, но ситуации, когда ты куда-то спешишь, не так уж и часты. Поэтому большую часть времени считаю целесообразным для себя с точки зрения экономии средств ездить на общественном транспорте, а когда не спешу, не вижу необходимости тратить деньги на авто. Когда есть время, можно и прогуляться пешком или проехать на велосипеде, при этом еще и иметь какую-то спортивную нагрузку».

20d0b8d0bcd0b5d0bdd0b8-1d18bd18bd18bd18bd18bd18b-8296884

Виктор Якунин, сотрудник Яндекса, увлекается ралли и экстремальными видами спорта: «Авто могу себе позволить, но не вижу в нем смысла»

«Лет пять назад понял, что без качественного отдыха не получается качественно работать. «Овощить» на пляже не мое, отдушину нашел в экстремальных видах спорта. По-настоящему влюбился в ралли и дайвинг. Если говорить про другие активности выходного дня, то обожаю караванинг — путешествия на машинах-домах. Как выяснилось, это достаточно бюджетный способ без потери качества посмотреть такие недешевые страны, как Исландия, Финляндия, проехать несколько тысяч километров по югу Испании. Сейчас живу на два офиса — в Минске и Москве.

Мне сложно сказать, отказался ли я от личного автомобиля навсегда. Отмечу лишь, что личного автомобиля в классическом понимании у меня нет уже около полутора лет, меня эта ситуация полностью устраивает. По факту же каждый день за «баранкой» я не сижу уже больше двух с половиной лет, в основном езжу на такси или арендных авто.

Последний автомобиль — Peugeot Partner, по-моему, 2005 года выпуска, использовался 80 процентов времени как «техничка» и «прописка» для раллийных нужд, потом был продан в такси. До него у меня были Hummer H3 и Honda Element. Обслуживался, естественно, по гаражам, но и серьезных проблем машины не доставляли, на тот момент они были 5-7-летними. Самому мне никогда не было интересно лежать под машиной, до сих пор я стараюсь ограничиваться рулежкой и заправкой.

От владения своим автомобилем отказался исключительно из экономических соображений. В интернете гуляет уже не одна табличка с расчетами, сколько действительно стоит содержание своего транспортного средства. Главное — не стараться себя обмануть и честно подсчитать: расходы на топливо, сборы, страховки, парковки, шины, мелкие ремонты, амортизация и десяток других статей. Несколько лет назад, когда только появился Uber, я делал такой расчет — и Peugeot Partner оказался в полтора раза дороже, чем Uber плюс аренда авто.

20d0b8d0bcd0b5d0bdd0b8-1d0b9-8722582

Например, в Минске я живу в 4 километрах от офиса, несколько раз в неделю выбираюсь на какую-нибудь тренировку, событие или в бар, по выходным езжу к родителям. «В потолке» на Uber получалось что-то в районе 130 долларов в месяц. На первый взгляд сумма огромная, но если сравнивать только с тратами на бензин, не учитывая остальные расходы на авто. В Москве вообще не вижу смысла иметь автомобиль. Когда впервые приехал, не сразу понял вопрос коллеги: ну что, по-быстрому или на машине? Пожив там, увидел, что машина — это действительно долго и дорого, если жить внутри МКАД: даже если повезет доехать до места без пробок, то парковка может отнять до получаса, а платная в центре стала стоить каких-то заоблачных денег. К тому же это нервы — манера вождения москвичей и гостей столицы оставляет желать лучшего. Поэтому там я езжу на Яндекс.Такси.

Сейчас, мой автопарк состоит из гоночной BMW E 36 в каркасе, которая «живет» на базе команды. За ней ухаживают понимающие люди, ее не жалко «крутить» на полную, и если даже что-то пойдет не так, ремонт обойдется в пару сотен условных единиц, тогда как фирменная хромированная решетка на Hummer стоила под тысячу. Кроме того, несколько месяцев владения гонкой обошлись мне даже в плюс — ее, вместе с другими машинами «Продрайвера», сдавали на корпоратив и в аренду на трек-дни. «Техничка», «прописка» — все командное. Я просто приезжаю на гонку, там уже меня ждет помытая, расклеенная машина и «донор на обкатке» для прописи. Это то, о чем я мечтал, несколько лет назад затаскивая боевой Polo на «козу», прицепленную к «партнеру» в 2 часа ночи. Когда мы с друзьями хотим исследовать достопримечательности, арендуем машину на выходные. По городу передвигаюсь на такси, Uber. Хотим «крутануть» по Европе — 3 минуты, и машина будет ждать нас прямо в аэропорту.

Для меня первостепенную роль играет экономия времени. В такси можно заниматься своими делами, не мерзнуть со скребком в минус 20, не кружить полчаса по району, высматривая парковку. Мне не нужно тратить полдня на то, чтобы загнать машину на СТО за МКАД и через пару часов повторить маршрут. Я стараюсь экономить свое время не только с автомобилями: например, я давно прибегаю к услугам горничных, чтобы за 20 долларов «купить» себе день за любимым делом, а не за шваброй с пылесосом.

Что изменилось с продажей машины? Я поездил на куче разных марок автомобилей в прокате, перестал «париться» о том, не снимут ли мне зеркала и не загородил ли я кого-то во дворе. Из минусов — в нашей стране принято, что все «нормальные мужики» должны иметь машину. Под этот образ сейчас не подпадаю.

945528129-5531556

Думаю ли я о покупке машины? Да, иногда пробегают мысли. Обычно в формате «потому что могу!». Но стоит переспать с этой мыслью, поднять расчеты — и как рукой снимает. Когда возникает желание купить что-нибудь этакое для души, вспоминаю, на чем ездит топ-менеджмент Яндекса. И это не Rolls-Royce или Bentley, а Honda Civic, Mini Countryman и т.д. Так к чему мне «понты»? Минский каршеринг, к сожалению, еще не было возможности попробовать, но мне очевидно, что будущее за share-economy, а владение собственным авто с каждым годом будет становиться все более дорогим и невыгодным».

Подготовила Татьяна ЕМЕЛИНА Фото из социальных сетей героев материала и открытых источников

ABW.BY

Наверх