Фото: markformelle.by

“Дальше действовать будем мы”, “Звезда по имени Солнце”, “Мне приснилось — миром правит мечта” — эти цитаты из песен группы “Кино” украшают футболки и свитшоты из новой коллекции белорусской компании Mark Formelle. Футболки с изображением самого Виктора Цояи принтами, вдохновлёнными обложки альбомов “Кино”, появились в магазинах MF в начале 2019 года, сообщает Еврорадио.

PR-менеджер Дмитрий Безкоровайный заинтересовался, нет ли тут нарушения авторских прав.

“В целом, я нормально отношусь к Mark Formelle, но у меня вопрос: было ли согласовано использование логотипа, цитат песен, образа Виктора Цоя и графики с обложек дисков с правообладателями?” — пишет он на своей странице в Facebook.

Должны ли Mark Formelle получать разрешение на использование наследия группы “Кино”, и если так, то сделала ли это белорусская компания? Не может же быть, чтобы известный бренд понадеялся, что российские правообладатели не заметят его новую коллекцию!

Отец Виктора Цоя не против футболок с фото музыканта, но — по договору


За 9 лет активной карьеры Виктор Цой и музыканты группы “Кино” выпустили девять студийных альбомов и записали больше ста песен. Права на них, а также на изображения музыканта принадлежат его наследникам: отцу Роберту Цою и сыну Александру Цою.

Футболки Mark Formelle с цитатами из “Кино” — вне закона? 1

Роберт Максимович рассказывает Еврорадио, что Mark Formelle не обращалась к нему за разрешением печатать портрет сына на футболках. Однако, если бы всё было сделано по закону, он был бы не против такой продукции: “Если бы мы заключили договор, договорились о вознаграждении, то вполне возможно. Почему нет? Есть официальные представители, а некоторые издательства заключали договоры непосредственно со мной. И печатные, и те, кто собирался выпускать памятную монету”.

В “Первом музыкальном издательстве”, которое сейчас представляет интересы Роберта и Александра Цоев, Еврорадио рассказали, что вели переговоры с Mark Formelle. Однако белорусский бренд не довёл сделку до конца, и перестал выходить на связь.

“Да, эти люди [Mark Formelle. — Еврорадио] обращались к нам полгода назад, но лицензию так и не заключили, — рассказывает Еврорадио юрист Юлия Добренко. — Прислали эскизы, они их сейчас переработали, как я вижу [на сайте Mark Formelle. — Еврорадио]. Всё без лицензии! В ближайшие дни мы направим претензию”.

Авторское право защищает даже отдельные строчки из песен


Юлия Добренко заметила, что дизайнеры Mark Formelle переработали эскизы, с которыми обращались к “Первому музыкальному издательству”. Должна ли белорусская компания согласовывать с правообладателями то, что получилось? Ведь речь, фактически, идёт о новых произведениях.

Джемпер мужской
СОСТАВ: 100% хлопок
ОПИСАНИЕ: Джемпер мужской выполнен из трикотажного полотна. Джемпер длиной до середины бедер, силуэт прямой. Перед и спинка цельнокроеные. Рукава втачные короткие. Горловина круглой формы. Стоимость на момент написания статьи 14,90 руб.

В Российском авторском обществе Еврорадио рассказали, что под закон об авторском праве попадает даже банальное цитирование песни, каким бы изображением оно ни сопровождалось:

“Часть произведения охраняется так же, как и всё произведение, если оно несёт в себе какую-то творческую составляющую. Произведение охраняется в соответствии с действующим гражданским законодательством. Если они [Mark Formelle. — Еврорадио] выдернули строчку из песни, которая охраняется законом об авторском праве, то это, безусловно, нарушение. Тем более если это используется в коммерческих целях”.

По словам юриста РАО, если компания использовала на своей продукции изображение портрета Виктора Цоя, то должна была согласовать это с наследниками музыканта.

Пиар чёрным не бывает?


В прошлом компанию Mark Formelle дважды пытались уличить в плагиате. Сходство между принтами на продукции MF и своими рисунками заметила минская художница Анастасия Машрумова.

Футболки Mark Formelle с цитатами из “Кино” — вне закона? 2

Найдите десять отличий:

Футболки Mark Formelle с цитатами из “Кино” — вне закона? 3

Художница написала о своих подозрениях в соцсетях. Вскоре с ней связались юристы из Mark Formеlle и попросили её личные данные для составления договора.

Через несколько месяцев бренд снова оказался в центре скандала. На этот раз было найдено сходство с продукцией компании H&M.

Футболки Mark Formelle с цитатами из “Кино” — вне закона? 4
Слева — H&M

В комментарии citydog.by представители Mark Formеlle ответили, что это не плагиат, а идея, которая одновременно родилась у дизайнеров обеих компаний.

Чтобы прояснить ситуацию с изображениями Виктора Цоя и цитатами из песен “Кино” на футболках Mark Formelle, Еврорадио обратилось в компанию с запросом. В отделе маркетинга обещали, что комментарий будет ближе к концу недели.