«Венера в кузнице Вулкана»

Художники разных эпох очень часто в своём творчестве обращались к тем или иным религиозным сюжетам, мифам и легендам. Довольно часто в этом источнике черпали своё вдохновение мастера фламандской школы XVII века. Фландрия – историческая область Европы, которая располагалась на территории современных Бельгии, Франции и Голландии. Нужно отметить, что громкие имена художников и их большое живописное наследие позволило выделить творчество этого региона в самостоятельную единицу, символично именуемую фламандской школой. Не следует забывать о том, что параллельно развивалась и голландская живопись. И хотя эти два региона были очень близки географически, но внутреннее их содержание всё же отличается. Дабы не запутаться окончательно, достаточно обратиться к историческому факту. Всё дело в том, что в конце XVI века произошёл очередной передел европейских земель. Голландия практически обрела независимость и ступила на путь самостоятельного государства, Фландрия же сохранила определённую зависимость от католической Испании. Фламандское дворянство и католическая церковь выступали основными заказчиками в творчестве. Что же хотели получить заказчики за свои деньги? Масштабные жанровые картины и пышные натюрморты для замков и родовых поместий, портреты именитых бюргеров, впечатляющие алтарные образа для католических храмов – основные виды работ фламандских художников XVII века.


Чтобы познакомиться с фламандской живописью, не обязательно ехать в Европу, а достаточно посетить Национальный художественный музей Республики Беларусь.


«Венера в кузнице Вулкана»: как тривиальный сюжет покоряет сердца белорусов 1
«Венера в кузнице Вулкана»

Именно здесь находится масштабное полотно «Венера в кузнице Вулкана» Питера Тиза, довольно известного мастера фламандской школы. Сюжет картины основан на одном из эпизодов поэмы «Энеида» древнеримского поэта Вергилия: Венера пришла в кузницу своего мужа Вулкана с просьбой изготовить комплект военного снаряжения для сына Энея, которому предстояло стать участником знаменитой Троянской войны. Определённая пикантность ситуации в том, что Эней – сын Венеры и смертного мужчины. Осознав ужас своего бездумного поступка, богиня отдала новорождённого на воспитание горным нимфам. Когда же мальчик подрос, он стал жить со своим отцом. Но и величественная мать не покидала своего сына, о чём свидетельствует её помощь при подготовке Энея к войне. Художник показывает зрителю момент примерки доспехов самой богиней. Познакомимся с полотном чуть ближе.

«Венера в кузнице Вулкана»: как тривиальный сюжет покоряет сердца белорусов 2Венера – в древнеримской мифологии была покровительницей цветущих садов, богиней весны, плодородия и расцвета всех плодоносящих сил природы. Римляне почитали её как божество женщин и как благодетельницу счастливой супружеской жизни. Жители Рима чтили Венеру как прародительницу всего римского народа. Знаменитый политический деятель Юлий Цезарь утверждал, что весь род Юлиев вёл своё начало от внука самой богини. Согласно древнегреческой мифологии, у Венеры было два сына: герой Эней и бог любви Амур. Причём это не были общие дети Венеры и Вулкана. В честь этой богини астрономы назвали одну из соседних с Землёй планету.

«Венера в кузнице Вулкана»: как тривиальный сюжет покоряет сердца белорусов 3Вулкан – бог огня, искуснейший кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров. Считалось, что его божественная кузница находилась в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогали в работе гиганты-циклопы. Существовали и другие многочисленные мастерские, располагавшиеся глубоко под горами. Когда в кузницах кипела работа, дым и огонь вырывались наружу, порождая вулканы. Вулкан изготавливал оружие и доспехи для многих богов и героев. Для своего отца, верховного владыки древнеримских богов Юпитера, изготовил золотые молнии. Существует легенда, согласно которой однажды разъярённый отец сбросил своего сына с небес; сломав обе ноги, Вулкан навсегда остался хромым. Практически на всех изображениях Вулкана можно увидеть с кузнечным молотом в руках. К слову, общих детей у Венеры и Вулкана не было.

«Венера в кузнице Вулкана»: как тривиальный сюжет покоряет сердца белорусов 4Купидоны – божества любви, безотлучные спутники и помощники Венеры. Практически всегда в живописи эти божества изображаются в виде маленьких нагих пухлощёких мальчиков с крыльями. Неотъемлемым атрибутом купидонов были лук и стрелы, которыми они вызывали у богов и людей самое прекрасное чувство – любовь. Раны, причинённые стрелами, не были смертельными, но могли быть болезненными и мучительными, если любовь была безответной. На картине художник вручил купидонам иные предметы: шлем, наручи, налокотники и наплечники для защиты рук, нагрудник для защиты торса, меч и копьё. Большое количество купидонов в произведении искусства – это аллегория больших чувств, сильной любви и даже страсти. На этом полотне их насчитывается 10, что свидетельствует о невероятно сильных чувствах к Венере.

Согласно древнегреческим мифам, Вулкану в его сицилийской кузнице помогают циклопы – одноглазые великаны. Примечательно, что на полотне изображены отнюдь не чудовища, а атлетически сложённые мужчины, задрапированные в цветные тяжеловесные ткани.

Вполне возможно, что образ Венеры и вся картин – это заказной портрет, на что может указывать поза героини, её голова, развёрнутая к зрителю. Сам антураж кузницы, одеяния героев мало схожи с временами античности. Доспехи, изготовленные Вулканом, копируют рыцарскую амуницию XVII века. Художник не стремился к документальной, исторической точности. Во-первых, сам мифологический сюжет не давал возможности это сделать, ведь боги и их быт – это всё же фантазийный мир. Во-вторых, картина написана в абсолютном соответствии с художественной манерой того времени: действия мифов и легенд разворачивались в окружающей художника действительности, а в ролях героев этих сюжетов выступали современники мастера. Тем не менее, подобные картины вызывают неподдельное восхищение зрителя и сегодня.

Добавить комментарий