Массовое применение различных взрывных устройств в современных конфликтах обусловило популярность у армии и спецслужб бронеавтомобилей MRAP (mine resistance ambush protected, дословно — машина, защищающая от мин и засад). Такие машины способны спасти жизнь бойцов при наезде на мину или подрыве на мощном фугасе. На выставке MILEX-2019 был представлен первый отечественный MRAP, разработанный специалистами ОКБ ТСП. 42.TUT.BY узнал все подробности о новинке, получившей название универсальная боевая платформа (УБП).

Восемь килограммов тротила под колесом

Защита от мин в белорусском броневике достигается за счет специальных конструктивных мер. Днище V-образной формы эффективно рассеивает энергию взрыва и отводит осколки в сторону от автомобиля.

Также этому способствует и высокий клиренс — от 372 мм в самой низкой части подвески до 800 мм в самой высокой точке.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Десант размещается в отдельной бронекапсуле, которую конструкторы снабдили специальными сиденьями энергопоглощающей конструкции. Они крепятся к бронекапсуле через специальные демпфирующие элементы. В случае подрыва срезается крепежный штифт и срабатывает одноразовый демпфирующий материал, уменьшая динамические воздействия на человека и ускорения, которые он испытывает.

Довольно большой вес — 17 тонн — способствует повышению безопасности экипажа, так как автомобиль большей массы приобретает меньшее ускорение в результате подрыва.

Предположительно, MRAP от ОКБ ТСП может выдерживать подрыв под колесом до восьми килограммов тротила, что соответствует уровню защиты STANAG 3А.

Пуленепробиваемый

При ближайшем осмотре броневика обращают на себя внимание мощные пулестойкие стекла толщиной 92 мм. Бронекапсула, в которой помещаются десять бойцов в полной экипировке, выполнена из стальных листов толщиной 16 мм. Такая защита надежно держит даже бронебойные пули Б-32 с усиленным зарядом, которые применяются в снайперской винтовке СВД.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Внутренний слой баков MRAP выполнен из специального самозатягивающегося материала, исключающего утечки топлива при пробитии его пулей. Емкость топливного бака — 370 литров. Шины оснащены пулестойкими вставками, есть система центральной подкачки.

Универсальная боевая платформа может оснащаться не только десантным, но и штабным, санитарным и боевым модулями. Последний может иметь практически любое вооружение, которое пожелает заказчик — от пулеметного до противотанковых ракет.

Двигатель специальной разработки

Универсальная боевая платформа приводится в движение 350-сильным двигателем отечественного производства. Над его созданием два года работали совместно специалисты МАЗ и ОКБ ТСП. Максимальная скорость УБП — 110 км/ч.

Двигатель агрегатируется с девятиступенчатой механической коробкой передач, в будущем планируется установка автоматической трансмиссии. По словам специалиста из ОКБ ТСП, УБП создавалось для стран с жарким климатом, поэтому снабжено самым мощным компрессором из доступных на рынке. В MRAP установлены два конденсора и два испарителя — в кабине и десантном отделении.

Высокую проходимость УБП обеспечивают полный привод, короткая база, неразрезные мосты и другие конструктивные особенности. MRAP снабжен современными навигацией и системами связи.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY