В Минске отменили все показы сатирической комедии «Смерть Сталина». За день до этого Министерство культуры РФ приняло решение запретить фильм к показу на территории России. Российские деятели кино, депутаты Госдумы, члены общественного совета при Минкульте усмотрели в ленте признаки экстремизма. Чтобы посмотреть фильм можно разве что съездить в Украину (хотя проще дождаться пиратской версии в интернете). И картина действительно стоит того …

Пока наше государство решает за тебя что смотреть, что читать и что делать, мы попытаемся разобраться в том, почему эту картину надо посмотреть.

Сюжет комедии «Смерть Сталина»

СССР, 1953 год. Страна трепещет от страха перед одним человеком. Великий вождь, большой любитель классической музыки, получает от Гостелерадио пластинку с только что записанным концертом Моцарта (со второй попытки – в первый раз записать забыли). Пианистка Юдина (Куриленко), у которой недавно расстреляли всю семью, подкладывает к пластинке записку с логическим обоснованием того, почему Сталин должен сгореть в аду. Сталин читает записку, получает кровоизлияние в мозг и валится замертво. На следующее утро трое великовозрастных идиотов (Хрущев, Берия, Маленков) собираются на сталинской даче, чтобы приступить к переделу власти. «Наш генсек лежит в луже какой-то срамоты», – почти плачет Хрущев… Когда уходит великий вождь, наступает время борьбы за власть. Гонка началась!.. В общем, тоталитарная комедия в вольной трактовке.

Фильм получил одобрительные отклики кинокритиков. Сайт «Rotten Tomatoes» присвоил фильму рейтинг 97 % со средним баллом 8,3/10 на основе 60 обзоров кинокритики, которые были обобщены фразой: «„Смерть Сталина“ застаёт режиссёра и соавтора сценария Армандо Иануччи бунтовщиком, заставляющим свой скабрёзный политический юмор отразить главу в истории с болезненно своевременными параллелями». На сайте «Metacritic» полученные фильмом 88 баллов из 100 по 13 отзывам критиков оцениваются как «всеобщее признание»

«Смерть Сталина» поставлена по французскому комиксу шотландцем Армандо Ианнуччи, поэтому красочных деталей в фильме очень много. Каждая минута фильма – чистый праздник: шуток в нем расстрельная пулеметная очередь, и все смешные. Перед съемками Ианнуччи очень хорошо выучил матчасть: в «Смерти Сталина» по ночам из дома выводят интеллигенцию, дочь вождя угрожает взять пример с матери и застрелиться, а Каганович с Маленковым плетут интриги против Берии. «Сталину бы понравилось», – говорит Молотов, когда Маленкову наконец разбивают очки и уровень фарса достигает высшей точки. Скорее всего, он прав – Сталин, как человек со специфическим чувством юмора, фильм бы оценил.


Фильм подается зрителю как сатира, но для сатиры ей не хватает одного – насмехается она исключительно над прошлым. О сегодняшнем дне фильм не говорит ничего – даже «Доктор Стрейнджлав» сейчас выглядит более актуально. Это добротная, смешная, очень даже классная комедия на два часа, но не более того – хоть Ианнуччи, автор грандиозного фильма In the Loop, и выкручивает свой комедийный потенциал на полную мощь. Толковый словарь определяет сатиру как «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». Именно в этом смысле картина, сама того не зная, свою сатирическую функцию выполнила полностью: в луже срамоты сейчас лежит ведомство одного бравого министра.

Музыка в фильме достойна особого упоминания. Фильм открывается звуками адажио из концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта, за роялем сидит любимая пианистка Сталина Мария Юдина (её играет Ольга Куриленко). Ианнуччи стремился начать фильм прекрасной музыкой Моцарта, с тем чтобы постепенно красота сменилась на нечто ужасающее. Сталину в действительности нравилась игра пианистки, и показанная в фильме история спешной записи пластинки с понравившимся вождю исполнением Марии Юдиной была описана в воспоминаниях Дмитрия Шостаковича, там же композитор пересказывает историю о том, что пластинка стояла на проигрывателе в момент смерти Сталина.

Оригинальный саундтрек к фильму создал композитор Кристофер Уиллис, при написании музыки он вдохновлялся творчеством советских композиторов 1950-х годов, прежде всего Дмитрия Шостаковича и Моисея Вайнберга. По словам Уиллиса, Шостакович и Вайнберг в работах того периода «пытаются быть счастливыми, но у них не получается», и это подходящее фильму «маниакальное» качество Уиллис старался сохранить в своей работе над музыкой к картине.